Главное об электронной сделке с недвижимостью
Главное об электронной сделке с недвижимостью
Цифровые технологии все больше проникают в жизнь человека. Даже проведение сделки с недвижимым имуществом в электронном формате не кажется чем-то странным. Как зарегистрировать право собственности на объект онлайн, не посещая Росреестр или МФЦ, расскажем далее.
Кто регистрирует право собственности?
Регистрация права собственности на недвижимость – компетенция Росреестра. Это государственный орган, который ведет учет сделок с этой категорией имущества. Сведения о договорах вносятся в специальный список – Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Только после того, как запись о смене собственника появляется в этой базе, покупатель становится полноценным владельцем.
В ЕГРН хранится следующая информация:
• тип объекта;
• площадь;
• кадастровый номер;
• координаты нахождения;
• данные о владельце;
• прочие сведения.
Если нужно подтвердить право собственности на недвижимость, выписка из ЕГРН – единственный документ, который нужен для этого.
Как провести регистрацию?
Регистрируют переход права собственности путем подачи заявления и документов в Росреестр. Передать их можно следующими способами:
• лично прийти в ведомство;
• через МФЦ;
• в электронной форме.
В первых двух случаях необходимо ехать самим, причем два раза – для подачи заявления и для получения выписки из ЕГРН. Зато третий способ очень удобный и быстрый. Не нужно выходить из дома. Особенно это спасение для тех, кто совершает сделку дистанционно, находясь в разных городах.
Зарегистрировать право собственности через интернет можно при совершении сделки:
• купли-продажи;
• ДДУ;
• уступки прав требования.
Заявление и пакет бумаг подается онлайн через официальный сайт Росреестра. Направить их покупатель может сам или через посредника – банковское учреждение, застройщика, риелтора. Но важно предварительно получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП).
Электронная подпись
Цифровая подпись – полноценный аналог реальной, имеет такую же юридическую силу. Бывает простой и усиленной. Последняя в свою очередь делится на квалифицированную и неквалифицированную. Чтобы совершать сделки с недвижимым имуществом онлайн, нужна именно усиленная квалифицированная.
Для ее получения необходимо прийти в специализированный удостоверяющий центр, который аккредитован Министерством цифрового развития. На приеме у сотрудника составить заявление. При себе нужно иметь паспорт, ИНН, СНИЛС или же использовать приложение «Госключ» (тогда УКЭП выдадут бесплатно).
Электронная подпись предоставляется в виде сертификата, загружается на USB-носитель. Срок действия – 1 год. Но если захотите аннулировать раньше, это ваше право.
Как зарегистрировать сделку онлайн?
Процесс онлайн-регистрации проходит быстро и легко:
1. Авторизуйтесь на портале «Госуслуги».
2. Создайте с помощью этого аккаунта профиль на сайте Росреестра.
3. Перейдите в раздел «Регистрация права собственности».
4. Подайте электронное заявление, подписав его УКЭП.
5. Загрузите документы.
6. Отправьте заявку на рассмотрение, указав адрес электронной почты.
Уведомление о принятии заявления придет на почту в течение 1 дня. Если в бумагах есть какие-то недочеты, регистрирующий орган оповестит о них в письме. В этом случае придется потратить время на исправление ошибок и повторную подачу заявки. Поэтому лучше сразу все сделать правильно.
Далее останется только заплатить государственную пошлину – 2 000 рублей. Примерно через неделю вам придет электронное письмо с выпиской из ЕГРН. Это значит, что процесс регистрации завершен успешно, и вы стали полноправным владельцем недвижимости.
Регистрация проходит быстрее, если объект куплен в ипотеку – до 5 дней. Если сделка совершалась с участием нотариуса, то и вовсе уйдет 1 день.
Как предотвратить ошибки?
Ошибки в документах или подача неполного пакета бумаг тормозят регистрацию права собственности. Внимательно проверьте, все ли собрали, и достоверна ли информация. Точный перечень зависит от типа сделки и ее условий. Но в любой список документации входят:
• паспорта сторон;
• договор;
• выписка из ЕГРН.
В дополнение может потребоваться брачное свидетельство, ипотечное соглашение, письменное согласие супруга на продажу недвижимости.
Плюсы и минусы
Электронная регистрация сделок с недвижимым имуществом хороша тем, что процедура проходит вдвое быстрее, чем при подаче документов в отдел Росреестра или МФЦ. И для этого не нужно тратить время на поездки, очереди, все проходит в формате онлайн. А это значит, что совершить сделку можно из любого уголка планеты.
Минус заключается в том, что не все виды сделок допустимо оформлять через интернет. К примеру, не получится это сделать, если в договоре принимают участие дети до 18 лет, или несколько владельцев, покупателей. К тому же электронный формат не дает 100% гарантии, что не будет технических помех или мошеннических действий.
Но все же электронная регистрация перехода права собственности зарекомендовала себя с лучшей стороны. Это самый удобный и быстрый способ провести сделку.